Пояснительная записка
к учебному плану
Учебный план МАУ СП «Спортивная школа № 2» Сургутского района составлен на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329–ФЗ от 04.12.2007
- Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта.
- Положение о детско-юношеской спортивной школе , утвержденного Госкомспортом РФ и Минздравом РФ, регламентирующего работу спортивных школ;
- Постановление администрации Сургутского района «Об утверждении Положения об оплате и стимулировании труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Сургутского района» от 28.01.2011г. № 250;
- Устава учреждения;
- Учебных программ МАУ СП «Спортивная школа № 2»» Сургутского района по видам спорта.
Учебный план МАУ СП «Спортивная школа № 2» Сургутского района разработан исходя из:
- анализа уровня спортивной подготовки обучающихся;
- изучения образовательных потребностей родителей и учащихся;
- муниципального задания администрации Сургутского района на выполнение муниципальных услуг в сфере физической культуры и спорта.
При составлении учебного плана учитывается режим учебно-тренировочный работы в неделю с расчетом 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха.
Учебный план МАУ СП «Спортивная школа № 2» Сургутского района ориентирован на достижение целей и задач:
- Выявление и развитие спортивных способностей каждого учащегося.
- Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.
- Осуществление подготовки спортивного резерва;
- Воспитание волевых, морально-стойких граждан нашей страны.
- Приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культуре, психологии спорта.
- Подготовка из числа учащихся судей по спорту и инструкторов – общественников.
В МАУ СП «Спортивная школа № 2» Сургутского района культивируется 13 видов спорта:
- вольная борьба,
- гиревой спорт,
- легкая атлетика,
- спортивная акробатика,
- северное многоборье,
- футбол,
- хоккей,
- художественная гимнастика,
- кикбоксинг,
- армреслинг,
- киберспорт,
- волейбол,
- бокс
что позволяет достаточно широко удовлетворять интересы и потребности детей и добиться массового привлечения их к занятиям.
Учебный план разработан на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, утверждённых министерством спорта Российской Федерации
Учебный план включает в себя этапы обучения:
- спортивно – оздоровительный (весь период),
- начальной подготовки (до 3 лет),
- учебно – тренировочный этап (до 5 лет),
- совершенствования спортивного мастерства (до 2-х лет).
Спортивная подготовка многолетняя, круглогодичная.
С увеличением общего годового объема часов изменяются по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляются в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса.
Учебно – тренировочный процесс осуществляется в группах начальной подготовки 1 года обучения - 6 часов недельной нагрузки; начальной подготовки 2 и 3 годов обучения – до 9 часов.
Задачами данного этапа являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
- отбор детей для систематических занятий спортом, с учетом возраста и выявления задатков и способностей детей;
- начальное освоение техники и тактики выбранного вида спорта.
- формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом, приобщение детей к здоровому образу жизни.
Этап начальной подготовки характеризуется постепенным наращиванием объема и интенсивности физических нагрузок, воспитанием черт спортивного характера.
УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП содержит две отдельные составляющие: этап начальной спортивной специализации (до 2 лет обучения) и углубленной тренировки (свыше 2-х лет).
Учебно-тренировочный процесс осуществляется в группах при недельной нагрузке согласно федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта.
Задачи и преимущественная направленность:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях по различным видам спорта;
- уточнение спортивной специализации.
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- совершенствование техники;
- развитие специальных физических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;
- накопление соревновательного опыта.
Характерным является постепенное увеличение количества учебных часов, рост объема и интенсивности физических нагрузок.
Тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым планом, рассчитанным на 52 недели.Работа по индивидуальным планам и самостоятельная работа проводится обучающимися в каникулярное время с 18 июня по 15 августа текущего учебного года и в нерабочие праздничные дни, установленные Трудовым Кодексом РФ.Учебный план составлен в академических часах.
Основные виды содержания спортивной подготовки.
- Физическая подготовка включает:
- Общую физическую подготовку (ОФП), направленную на повышение общей работоспособности;
- Специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств.
- Техническая подготовка включает базовые упражнения, специальные, вспомогательные, характерные для данного спортивного направления.
- Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения, учитывая возраст занимающихся, и излагается в доступной для них форме. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
- Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
- Инструкторско-судейская практика. Одной из задач спортивной школы является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении спортивных соревнований в качестве судей. Решение этих задач осуществляется на учебно-тренировочном этапе и продолжается на последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.
- Контрольно-нормативные мероприятия проводятся в целях объективного определения перспективности спортсменов и своевременного выявления недостатков в их подготовке. Проводится регулярное тестирование и заносится в протокол.
- Соревнования. Проводятся в соответствии с календарем спортивно-массовых мероприятий.
- Восстановительные мероприятия используются для восстановления работоспособности учащихся спортивной школы. Используется широкий круг средств и мероприятий - педагогических, гигиенических и психологических - с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
- Медицинское обследование. Проводится вне сетки часов. В задачи контроля входят: диагностики спортивной пригодности ребенка; оценка его перспективности, оказание первой доврачебной помощи.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на уровне:
- Научно-педагогической помощи:
- разработка и внедрение программ спортивной подготовки;
-участие в семинарах для тренеров, тренеров-преподавателей по видам спорта с целью изучения передовых разработок и представления собственных разработок по различным направлениям видов спорта.
- Консультативно-методической помощи:
- проведение педагогических и тренерских советов в рамках спортивной школы;
- методические семинары и консультации с привлечением учителей физической культуры общеобразовательных школ;
- организация и проведение районных, окружных, Всероссийских соревнований;
- аттестация тренеров-преподавателей спортивной школы.
-Изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры.
-Участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней, и в их судействе.
-Участие в районных, областных конкурсах и семинарах, курсах по судейству соревнований.
- Обеспечение современной методической литературой.
- Изучение правил соревнований и изменений в них.
- Самовыдвижение на присвоение квалификационной категории.
- Самообразование.
- Участие в конкурсах учреждений дополнительного образования детей.
|